Меню
блог компании Scroll

Как создать микрокурс: практические советы для ежедневной работы

Человек лучше усваивает информацию, если получает её небольшими порциями, — доказано исследованиями. Особенно актуально это стало в XXI веке, когда концентрация внимания рассеивается из-за непрекращающегося потока данных.

Эффективный формат обучения современных пользователей — микрокурсы — информация предоставляется малыми объёмами, её легко и быстро усвоить. В статье расскажем, как создать микрокурс и дадим практические советы по микрообучению в компании.

Зачем нужно микрообучение

Первые исследования особенностей восприятия информации провёл немецкий психолог Герман Эббингауз в 1885 году. Основным результатом этой работы стал эффект распределения: лучше растянуть во времени изучаемую тему, а не «заглатывать» её залпом, например, в ночь перед экзаменом.

Подобные исследования проводят и современные ученые. Вызов для создателей обучающих программ — концентрация внимания ученика. Время, которое современный человек способен удержать внимание на одном объекте, стремительно сокращается. По данным исследования компании Microsoft, в 2000 году оно составило 12 секунд, а к 2015 году стало 8 секунд.

Поверить в это не сложно. Посмотрите, сколько вкладок одновременно открыто у вас в браузере. Вспомните ситуацию, когда пишете письмо и одновременно говорите по телефону или переписываетесь в мессенджере, переключаясь между рабочим чатом и личными сообщениями.

Пользователи онлайн-курсов в тех же условиях. Они обучаются в метро, во время домашних дел или гуляя собакой. Поэтому микрообучение — эффективный и востребованный формат для людей XXI века.

Как построить эффективный процесс микрообучения

Вот несколько ключевых советов, которые помогут сделать микрокурс более эффективным.
Один урок = один навык/знание
Современный подход к проектированию курсов отличается от принятого ещё 10 лет назад. Раньше один вебинар мог занимать 4 часа непрерывного присутствия с перерывом на 15 минут, а практические задания давали только в конце всего мероприятия. При переводе вебинара в асинхронный онлайн-курс копировалось всё, в том числе и практика, которая предлагалась лишь в конце или просто отсутствовала.

В отличие от привычного онлайн-курса в микрокурсе материал дробится на небольшие уроки. Например, 4-часовой вебинар можно разбить на 12 уроков с объёмом контента для изучения на 20 минут. Это время включает теорию и практику по одному конкретному знанию или навыку.
Избегайте искушения вместить в один урок максимум информации. Не получится за 20 минут научить анализу рынка, техникам продаж и искусству ведения переговоров.
Посмотрите на пример контентной матрицы для микрокурса по продажам. Он разбит на два урока, первый из которых формирует конкретное знание, а второй — навык. Микрокурс включает тестирование и практическое задание с обратной связью.
Практика — обязательная часть микрообучения
Чтобы знание осталось с учеником надолго, нужно обеспечить среду для закрепления изученного. Hard-skills закрепляются практикой работы в компьютерной программе или с каким-то оборудованием. Это может происходить в виртуальной среде или в виде реальной рабочей практики с наставником и самостоятельно. В качестве практических заданий могут использоваться тесты, тренажёры, творческие работы и др.
Пример теста из конструктора Scroll
Soft-skills закрепить сложнее: требуется взгляд со стороны для оценки и корректировки действий. Здесь идеальный вариант — работа с наставником, но и в случае его отсутствия можно найти подходящие механики. Например, дать задание с записью видео или аудио. Это особенно актуально для онлайн-курсов или корпоративного обучения, когда сотрудники находятся в разных регионах.
Пример задания для закрепления soft-skills
Реалистичные дедлайны
Иногда сложно понять, сколько времени дать на изучение одного микрокурса. Старайтесь отталкиваться от вашей целевой аудитории, учитывайте её особенности.

  • В какое время пользователи будут проходить обучение? Во время работы или, наоборот, дома по вечерам и в выходные.
  • Исходный уровень знаний у обучающихся в данной теме. Если курс предназначен для профессионалов, срок может быть короче. Когда предстоит изучать совсем новую область, стоит дать больше времени.
В своей практике мы придерживаемся правила: 1 час контента = 1 рабочая неделя, включая время на обратную связь.
Видеоконтент — основа микрокурсов
Мы уже упоминали исследования, которые провёл в 1885 году Герман Эббингауз. В результате экспериментального изучения памяти он вывел кривую забывания, согласно которой до 60% всей полученной информации человек забывает уже в течение часа, а через 10 часов в памяти человека остается не более 35% от изученного. К концу месяца в памяти человека останется лишь около 20%.

Как сделать, чтобы информация лучше запоминалась, а навыки усваивались?
  1. Пользователи больше запомнят, если информация изложена кратко и ёмко, а один урок включает только одно знание.
  2. Навыки лучше усвоятся, если их можно продемонстрировать, тут же применить на практике и впоследствии повторять.
Для наглядной демонстрации и лучшего усвоения знаний и навыков используйте видео, gif-изображения или инфографику.

Scroll — cервис разработки и запуска онлайн-курсов


  • Понятный для каждого интерфейс.
  • Не требует дорогого обучения.
  • Позволяет работать в команде.
  • Можно назначить курсы без LMS.
Сервис Scroll
Продолжительность видео
Короткий хронометраж образовательного контента диктуют современные тренды из информационно-развлекательной среды. Всё больше видео на таких площадках, как TikTok, YouTube, просматривается с небольших экранов смартфонов в промежутках между другими делами.

При этом не существует какого-то единого решения для всех целевых групп. Компания TechSmith, создатель сервиса Camtasia, провела опрос, который показал, что у равной части респондентов есть собственный «любимый» хронометраж.
Чтобы определить оптимальную продолжительность видеоконтента, воспользуйтесь возможностью создать опрос своей целевой аудитории.
Качество видео
Прежде чем начинать съёмки, нужно определиться с критериями, какое качество видео устроит вас и вашу аудиторию.

Если контент нужно обновлять раз в месяц и чаще, то арендовать профессиональную студию, нанимать оператора и монтажера не имеет смысла. Такое видео может и должно быть проще. Достаточно съёмки на мобильный телефон на однотонном фоне. Форматы обзора на продукт и лайфстайл блог тут вполне подойдут. Если контент обновляется реже, то стоит проработать видеоряд лучше и, возможно, вложить деньги в услуги профессионалов.
Съёмка на мобильный телефон. Кассовые операции.
Съёмка в профессиональной студии с использованием хромакея и параллельной демонстрации экрана компьютера (Курс "Excel. Базовые возможности". Академия Excel).
Мобильное обучение — тренд современности
Опять обратимся к исследованию из предыдущего раздела. Мобильный телефон — самый распространённый способ выхода в интернет. Тренд набирает обороты и на своём веку мы уже увидим абсолютное превосходство мобильных технологий над персональными компьютерами.

Примерьте это на ваши задачи и аудиторию. Адаптируйте учебные программы, которые раньше были 120-страничными презентациями, под формат 15–20 минутных лонгридов. Сделайте вёрстку под любые размеры экранов. Обучение станет максимально комфортным за счёт механики работы, структуры и адаптивного дизайна.
Позаботьтесь о мобильной вёрстке вашей программы.
Технологии и скорость
Используйте современные технические решения для привлечения пользователей в образование. Важны скорость загрузки, удобство и простота работы, полезный функционал. Чем дольше загружается видео и сложнее интерфейс, тем больше пользователей выключит просмотр и больше не зайдет.

Технологии важны и для создателей обучающего контента. Возможности сервиса по разработке курсов — важный фактор выбора.
При выборе конструктора для микрокурсов обратите внимание на следующие пункты:
  • Скорость сборки курса. Готовые блоки упрощают работу над содержанием без необходимости развивать навыки дизайнера
  • Простой и понятный набор настроек, как всего курса, так и каждого контентного блока
  • Какие контентные блоки предлагает сервис: тестовые вопросы, текстовые блоки, таблицы, видео, аудио, анимация и др.
  • Какие варианты экспорта предлагает тот или иной сервис. Иногда задачи запуска обучения должны решаться без LMS, а значит должен быть функционал генерации ссылок для быстрой доставки информации до вашей аудитории.

Как создать микрокурс в онлайн-конструкторе Scroll

  1. Пропишите сценарий или начните работу сразу с верстки курса по урокам
  2. Добавляйте ваш экспертный контент через готовые блоки
  3. Персонализируйте ваш курс через настройки внешнего вида
  4. Выберите подходящий вариант экспорта курса. Загрузите Scorm в вашу СДО или воспользуйтесь назначением курса прямо из конструктора.

Scroll помогает своим пользователям создавать онлайн-курсы максимально быстро. Вы можете создавать курсы совместно с командой, используя модуль «Сценарии» или работать над материалом в одиночку. Какой бы вы не выбрали путь, это будет максимально легко и понятно.

Вёрстка курсов происходит в редакторе, содержащем более 30 контентных блоков. Сбалансированные настройки и понятный каждому интерфейс конструктора позволяют собрать микрокурс буквально за несколько минут. При этом итоговый продукт будет выглядеть аккуратно и привлекательно.

Scroll — cервис разработки и запуска онлайн-курсов


  • Понятный для каждого интерфейс.
  • Не требует дорогого обучения.
  • Позволяет работать в команде.
  • Можно назначить курсы без LMS.
Сервис Scroll

Поделитесь статьей: