Как составить тестовое задание. 6 практических советов

Тестовые задания — важная часть онлайн-курса. Они помогают понять, насколько пользователь усвоил материал, и указывают на пробелы в знаниях.

Создать правильный и эффективный тест не так просто, как кажется на первый взгляд. Легко допустить ошибку, которая помешает тесту выполнить обучающую функцию. В статье дадим советы, как избежать таких ошибок и покажем примеры грамотно составленных тестов.

1

Совет 1. Сформируйте образ результата

Когда приступаете к подготовке тестовых вопросов, спросите себя, какую проблему решает этот урок. Сформируйте образ результата: что вы хотите увидеть на выходе после обучения.

Вот примеры образа результата:

  • Сотрудник знает, какие поля в карточках товара обязательны для заполнения.
  • Менеджер по продажам умеет отрабатывать возражения по продукту.
  • Кассир знает порядок действий при обнаружении фальшивой купюры.

Тестовые вопросы должны проверять, насколько обучающийся достиг результата, который нам нужен.

В статье «Как создать микрокурс: практические советы для ежедневной работы» есть пример матрицы контента. Именно на этапе её создания нужно сформировать образ результата, на основании которого уже составлять тестовые вопросы.

Давайте посмотрим, как это выглядит на практике.
Не повторяйте частые ошибки:
1. Вопросы, ответов на которые нет в материалах урока, даже если они относятся к этой же теме.
2. Задания на логику, внимательность и сообразительность. Развитие этих качеств — вряд ли цель вашего обучения.
3. Вопросы на дословное знание текста (понятий, определений) в ущерб практической составляющей курса.

2

Совет 2. Используйте разные типы вопросов

Не стоит зацикливаться на стандартных тестовых вопросах с одним или несколькими вариантами ответов.

Придумайте задания, которые создают интерактив и помогают имитировать отработку практического навыка. Это особенно ценно, если нет возможности проверки тьютором.

Сервис разработки онлайн-курсов Scroll даёт возможность составить разные типы вопросов.
Ранжирование
Вопросы на ранжирование помогают усвоить алгоритм действий. Например, определить последовательность шагов при работе с компьютерной программой.
Сопоставление
Такие вопросы проверяют знание характеристик продукта или услуги, особенно если в линейке много моделей. Например, инвестиционному консультанту можно предложить соотнести ценную бумагу со степенью риска или другими, присущими им характеристиками.
Вставка пропущенных слов
Пропущены могут быть слова, фразы или цифры. Такие задания тоже проверяют практическое знание предмета. Например, в курсах по Excel можно попросить вставить нужную формулу.

3

Совет 3. Вопросы и ответы формулируйте

понятно и однозначно

Задача тестирования — проверить, насколько человек усвоил знания и может их применять на практике, а вовсе не подловить его на сложной формулировке. Поэтому нужно стремиться составить вопрос как можно короче и понятнее.

Избегайте формулировок, которые могут быть интерпретированы не однозначно.

Давайте сравним 2 варианта тестовых заданий.

Вариант 1.
Вариант 2.
Первое задание может вызвать замешательство у кассира. Почти все ответы не однозначны и верны лишь отчасти. Например, кассир, действительно, не должен принимать такую купюру в оплату, но при этом обязан отложить её и не отдавать обратно клиенту. Задержать мошенника своими силами кассир пытаться не должен, но может нажать тревожную кнопку или позвать охрану.

Во втором задании мы сообщаем кассиру, что все ответы верные и надо правильно расставить последовательность действий. Так мы проверим знание инструкции, а не подловим его на неверной интерпретации формулировок.
Что может помешать правильно понять задание:
  • Слишком длинные, запутанные вопросы и ответы.
  • Отсутствие инструкции к заданию.
  • Частично верные ответы.
  • Очень похожие ответы.

4

Совет 4. Не подсказывайте правильные ответы

Одна из самых сложных задач при составлении тестов — придумать неверные варианты ответов. Есть риск невольно подсказать правильный вариант, сделав остальные слишком простыми и очевидными.

Посмотрите на этот пример:
Что здесь не так? В глаза сразу бросается вариант Б: он выделяется длиной и подробностью. Не трудно предположить, что это правильный ответ. Кроме того, 3 варианта ответов недостаточно — высок шанс угадать. Желательно увеличить число вариантов до 4-х.
Избегайте подсказок в ответах:
  • Однокоренные слова (чем режут овощи — овощерезкой).
  • Шуточные, заведомо неверные ответы.
  • Слишком длинные, подробные, выделяющиеся ответы.
  • Мало вариантов ответов (меньше 4-х).
  • Правильные варианты всегда расположены на одном и том же месте.

5

Совет 5. Давайте обратную связь

Задача тестирования — не только проверять знания, но и корректировать их, помогать в обучении. Эту функцию хорошо выполняет обратная связь — реакция на ответ пользователя.

Конструктор Scroll даёт возможность обратной связи после каждого вопроса, не важно правильного или неправильного. Комментарии должны быть развёрнутыми и конструктивными, чтобы объяснить пользователю, почему ответ верный или неверный и где искать информацию по этой теме.

Если ответ неправильный, желательно дать ученику вторую попытку, так он лучше усвоит верное решение.

6

Совет 6. Делайте итоговое тестирование

Эффективный инструмент обучения — итоговая проверка знаний в конце курса. Можно сделать итоговый тест, который полностью повторяет вопросы промежуточных тестов, или составить новые вопросы по всему пройденному материалу.

Одна из функций Scroll — в тестовых вопросах варианты ответов изменят свои места, что помешает пользователям автоматически запомнить правильные ответы.

Надеемся, что наши советы помогут вам составлять качественные тесты, которые будут не только проверять знания, но и стимулировать дальнейшее развитие пользователей

SCROLL - конструктор интерактивных онлайн-курсов


  • Лонгриды и диалоговые тренажеры
  • Понятный для каждого интерфейс
  • Не требует дорогого обучения
  • Позволяет работать в команде
  • Можно назначить курсы без LMS
Сервис Scroll